Начиная с 2018 года в России реализуется нацпроект Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого на федеральных и региональных трассах создаются системы автоматического весогабаритного контроля.
Работы на дорогах регионального и межмуниципального значения ведутся с опережением графика. В соответствии с планом, к концу 2020 года должно было появиться 138 автоматических «рамок», к концу 2021 года – 197, к концу 2024 года их количество планировалось увеличить до 366, а к концу 2030 года довести этот показатель до 598. По словам главы Департамента дорожного хозяйства Минтранса РФ Андрея Шилова, за два года реализации нацпроекта количество таких пунктов в регионах уже составляет 193 единиц.
В то же время масштабная установка систем автоматического весогабаритного контроля на федеральных трассах пока не началась. На сегодняшний день таких «весов» немногим более 30, а то время как к концу 2021 года их должно было появиться 182 единицы.
Работа на дорогах федерального значения тормозится из-за того, что до сих пор не выбран единый оператор, отвечающий за контроль веса и габаритов грузовых автомобилей. В 2018 году система разрабатывалась с учетом того, что оператором будет государственная система взимания платы с грузовиков «Платон». В конце 2019 года на эту роль стал также претендовать провайдер цифровых услуг и сервисов «Ростелеком».
Согласно правилам, Минтранс должен был объявить тендер, чтобы определить оператора, но конкурс так до сих пор и не проведен. Одно время предполагалось, что контролировать систему автоматического весогабаритного контроля будет компания «Ростелематика», созданная при участии «Платона» и «Ростелекома». Однако вопрос до сих пор остается открытым.
В этой связи было пересмотрено количество автоматических постов весогабаритного контроля на федеральных трассах. Изначально предполагалось, что их количество к концу 2024 года будет составлять 387, то теперь эта цифра снижена до 235. На конец 2030 года планируется довести количество таких пунктов до 417.
Также нерешённым остается вопрос о том, кто будет отвечать за администрирование системы и взимание штрафов с грузоперевозчиков. Шилов считает, что этими полномочиями нужно наделить Ространснадзор (для дорог федерального значения) и местные власти (для дорог регионального значения), чтобы снять нагрузку с сотрудников ГИБДД. Соответствующий закон собирались направить для рассмотрения депутатами Госдумы ещё осенью 2019 года, но до сих пор этого так и не произошло.